Ватикан. От площади до музеев

Фотографии к этой заметке я сделала при одном папе римском, обработала их в период Sede Vacante, а текст пишу уже при новом понтифике.

Пять сотен метров от Тибра, который здесь поворачивает налево, оставив позади замок Сант-Анджело, и вы в другом государстве.

На территорию Ватикана мы вошли через Porta Angelica, после очередной прогулки по утреннему Риму. За воротами видны колонны площади Святого Петра.

Здесь начинается Пассетто (Passetto) — коридор, соединяющий Ватикан с замком Сант-Анджело. Он был создан в 13 веке в качестве тайного пути и проходил прямо в старой крепостной стене. Некоторые понтифики пробегали по нему, чтобы незаметно покинуть Ватикан. Но это слишком долгая история :)

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro) сентябрьским ранним утром понедельника выглядит так.

Египетский обелиск появился здесь в 1586 году, за ним — «улица Примирения» (Via della Conciliazione), построенная при Муссолини. Она тоже ведёт к замку Сант-Анджело.

Очередь к металлоискателям на входе в собор Святого Петра уже собралась. В него начинают пускать с семи утра.

Кстати, по дороге к Ватикану со всех сторон на вас набрасываются люди, которые водят групповые экскурсии в собор или в музеи. Они обещают провести мимо очередей, кричат вслед, подбирая подходящий вам язык, народ волнуется. В общем, суета. Мы в групповых забегах не участвуем, поэтому смылись от всех заманчивых предложений.

Чтобы войти в собор, постояли минут двадцать. Очередь двигалась стремительно.

А вообще, здесь и без неё дольше простоишь, с открытым ртом изучая колоннаду, например. Зачем быстрее-то? :)

Полукруглые колоннады, украшенные статуями святых и мучеников, как и всю площадь, спроектировал итальянский архитектор Джованни Бернини (Giovanni Bernini) в середине 17 века.

Полиция Италии имеет право наводить порядок на площади Святого Петра, хотя формально это уже территория Ватикана. Граница отмечена белыми камнями в брусчатке.

Примерно такими, как под этой полицейской машинкой, которую явно «поставили на зарядку».

Про собор Святого Петра у меня есть отдельная заметка с фотографиями.

На площадь смотрит фасад собора, созданный архитектором по имени Карло Мадерно (Carlo Maderno).

Фасад спроектирован таким образом, что купол собора с некоторых точек площади увидеть невозможно.

А вот и знаменитый балкон. Как говорится, «Habemus papam» («у нас есть папа»).

Недавно на него выходил кардинал Хорхе Марио Бергольо, выбравший имя Франциск.

Справа — треугольная крыша Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), бывшей домовой церкви, расписанной уникальными фресками.

Здесь проходят конклавы, а из трубы вырывается белый дым, если папа избран, и чёрный, если кардиналам придётся ещё немного посидеть взаперти.

Пока мы гуляли по площади, вокруг активно велись ремонтные работы.

Классический вид на собор Святого Петра, но с грузовичком на переднем плане.

Краны над колоннадой.

И строительные леса на некоторых статуях.

Мы, разумеется, закинули денег в фонтан и разослали всем открытки с марками почты Ватикана.

На гербе Ватикана два ключа. Один — от рая — принадлежит Святому Петру, а второй — от Рима — Святому Престолу.

Герб изображён на этом передвижном почтовом отделении.

Швейцарские гвардейцы следят за безопасностью папы римского и порядком в его резиденции. Официальный язык гвардии — немецкий.

Помимо внутренних помещений, они охраняют и все шесть входов на территорию Ватикана. На фотографиях в этой заметке отсутствуют только два из них: вход Перуджино (Ingresso del Perugino) и вход Петриано (Ingresso del Petriano).

Гвардейский пост на фотографиях ниже охраняет вход в Ватикан через Колокольную арку (Arco delle Campane), которая расположена в левой части собора, под колоколами, и выходит на площадь Святого Петра.

Как же ребята любят позировать, нет слов :)

Слева — главный вход в Апостольский дворец и апартаменты папы римского через Бронзовые врата (Portone di bronzo). Гвардейцы снова в парадной форме.

Справа — вход Святой Анны (Ingresso di Sant’Anna). Здесь форма обычная.

«Дневное население» Ватикана составляют не только кардиналы, духовенство и швейцарские гвардейцы, но и работающие здесь итальянцы.

По вечерам последние покидают территорию государства, отправляясь с работы домой. Численность населения в стране сокращается примерно в десять раз. Днём здесь около пяти тысяч человек, ночью — от силы пять сотен.

Практически по всему периметру Ватикана роль государственной границы выполняет оборонительная стена (слева на фотографии).

Шестой вход в Ватикан лежит через музеи (Ingresso ai Musei Vaticani). Чтобы попасть сюда, нужно уйти с площади Святого Петра и пройти вдоль стены до западной границы Ватикана.

Слева — вид на ватиканскую стену c Via Santamaura. Справа — ворота, через которые осуществляется выход из музеев, чтобы не сталкивать толпы. Вход чуть левее.

Проходим внутрь и понимаем: чтобы обойти все музеи, придётся просить гражданство у Ватикана и селиться на его территории на время осмотра.

«Атриум четырёх ворот» («Atrio dei Quattro Cancelli») — место, откуда начинаются все маршруты по музеям Ватикана.

Здание с куполом было построено архитектором Джузеппе Кампорезе (Giuseppe Camporese) в конце 18 века, здесь располагался старый вход в музеи.

Отсюда открывается вид на художественную галерею Ватикана — Пинакотеку (Pinacoteca Vaticana) с её квадратным садом.

А вот и антенна ватиканской радиостанции.

Отсюда же можно рассмотреть купол собора Святого Петра.

Ватиканские сады занимают больше половины территории всего государства. По ним можно прогуляться, если заказать тур с сопровождением, например, на официальном сайте Музеев Ватикана.

Апостольский дворец в Ватикане — это целый комплекс зданий, дворов, галерей и музеев.

Если очень коротко, то дворец делится на южную и северную части. Южная ближе к собору Святого Петра, в ней помимо прочего располагаются апартаменты папы римского и Сикстинская капелла.

Северную часть составляют две продольные галереи и две поперечные, образующие три внутренних двора: Бельведерский, двор Апостольской библиотеки и двор Пинии.

Последний — на фотографии — назван в честь античной бронзовой шишки (Cortile della Pigna). Она украшает нишу в одной из стен дворца.

В 1990 году здесь появилась работа скульптора Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) под названием «Сфера в сфере» («Sfera con sfera»). Её часто называют «Земной шар».

Слева — реставратор работает над скульптурой. Справа — часть крыла Braccio Nuovo, одной из поперечных галерей дворца.

Теперь войдём в музеи, находящиеся на территории Апостольского дворца, и будем постепенно двигаться к Сикстинской капелле, а потом на выход.

На фотографии — внутренний дворик («Cortile Ottagono»), имеющий форму восьмиугольника.

В фильме Vatican: Inside the Eternal City говорится, что, если на ознакомление с каждым экспонатом всех галерей Ватикана тратить по минуте, то потребуется 12 лет.

И это не считая книг в Апостольской библиотеке, которых там пара миллионов, без учёта старинных карт и рукописей.

Так что на подробный рассказ я не решусь :) Предлагаю стремительно пробежаться до выхода.

По минуте на каждый экспонат зала с купелью, которая принадлежала императору Нерону. Ротонда (зал) украшена статуями богов и героев. Бронзовый Геркулес, например, был найден при раскопках Помпей.

Минута на каждый камушек римской мозаики, которая украшает пол.

Минута на каждый штрих на потолке в разных залах.

Минута на каждый экспонат в галерее гобеленов, сотканных в 16-17 веках.

Минута на каждую фреску в галерее географических карт и на каждый сантиметр её потолка.

Из окон на нас смотрит Ватикан.

А мы смотрим с ватиканских балконов на Рим.

И чувствуем себя немного папой римским.

Мы дошли до Сиктинской капеллы, где с вами и попрощаемся, потому что фотографировать внутри запрещено.

Ежедневно Сикстинскую капеллу осматривают тысяч двадцать человек. Концентрация людей на квадратном метре напоминает утренние вагоны московского метро.

Каждый двадцатый оказывается плохо воспитан и не соблюдает элементарные правила. Даже по самым скромным подсчётам, получается множество дикарей в год.

Вот, кстати, чудесная Сикстинская Капелла в 3D. Сайт открывается со звуком!

Самостоятельно лучше всё равно снять не получится :)

На выходе нас ждёт знаменитая винтовая лестница (Scala a chiocciola), которая была спроектирована Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). Она появилась здесь в 1932 году.

Вообще, здесь две лестницы. По одной люди поднимаются, а по другой — спускаются, не пересекаясь.

Если внимательно посмотреть на фотографию, то в конструкции легко разобраться. Нам вниз.

Ссылки:

Информационный интернет-портал Ватикана

Музеи Ватикана

Официальный сайт Ватикана

Радио Ватикана

Швейцарская гвардия

Другие заметки:

Return to Top ▲Return to Top ▲